valevst (valevst) wrote,
valevst
valevst

Совпало.

Вот надо же, только что беседовали о похожем с Алексеем Леонидовичем Вернером, и тут натыкаюсь на подобную мысль у esprute.

Речь, собственно, идёт о профессионализме нынешних учителей. А главное, об оном у будущих учителей. Огорчило меня, что уходит из Герценовского специальность "учитель математики". Я об этом, впрочем, уже как-то писал. А недавно вот, в ходе всех этих разговоров сформулировал вербально, почему меня это огорчает. Казалось бы, всё хорошо, страна вливается в болонский процесс, высшая школа переходит на бакалавриат и магистратуру. Педагогику можно дать скопом на последних курсах и т.п.

Мне вот пришла в голову мысль (на редкость оригинальная :))), что в силу особенностей мышления, в России, профессия учителя гораздо шире, чем профессия "урокодателя" в других странах. Возможно, это и не есть хорошо, но это есть де факто. Учителя мы не воспринимаем в отрыве от его воспитательской функции, на учителя списываем создание в классе условий для воспитания личности, а учитель берёт на себя этот груз. Но тогда, извините, это не служба, а служение. Как в театре. Трудно представить себе театральный ВУЗ в болонской системе. Наверное так: бакалавр искусств, получающий в последний пятый год обучения некоторые навыки актёрского мастерства. Понятно, что хорошего актёра из него не получится. Актёр должен воспитываться в понимании того, что его жизнь сцена, его дело - играть, остальное - суета. Можно провести аналогичную параллель с Академией Художеств, с факультетом журналистики. Так и учитель. Воспитание Учителя это задача не последнего года, это задача не лекций по истории педагогики. Воспитание Учителя - это создание идеологии, формирование нравственных установок, это ежедневное напоминание - "Вы будете учить детей". Я не утверждаю, что это когда-либо существовало в Герценовском в полном объёме. Более того, я не утверждаю, что даже существуй это на 100%, все студенты восприняли бы эти идеи. Просто, если этого не будет, то учительские "звёзды" будут появляться не благодаря, а вопреки профессиональному образованию.

Что было для меня вехами в студенчестве? Пример: 1-й курс, октябрь месяц, Елена Ивановна Казакова (теперь директор школы им. Горчакова) поздравляет нас с Днём Учителя. И с первого дня называет нас "коллеги". Причём без видимой иронии. Аналогично Татьяна Георгиевна Ходот. И это направляло меня очень сильно, хотя вроде мелочь. Антипример. Отличный преподаватель матанализа, очень знающая умная женщина, несомненный и заслуженный авторитет для многих студентов вдруг произносит на паре фразу "был такой умный студент, а пошёл в школу работать". Для меня это смазало её образ. А для других? Это говорит преподаватель, чья задача готовить школьных учителей! Это говорит умный авторитетный человек!

Концепция Герценовского института, на мой взгляд, должна формировать идеологию будущего учителя, формировать будущее самоощущение. А там... Ну про рекламу в метро в третий раз писать не буду.

Очень грустно по поводу будущего нашей школы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments