valevst (valevst) wrote,
valevst
valevst

Categories:

ЕГЭ-эге...

Традиционно несколько слов о прошедшем ЕГЭ по математике. Он теперь, кстати, не ЕГЭ, вроде, а ГИА, а в девятом классе не ГИА, а ОГЭ. В общем я уже сам запутался, и, полагаю, не я один. Но к слову ЕГЭ все привыкли, так что будем называть так.

Главное ощущение от проверки, что я врач, которого вызвали к раздавленному асфальтовым катком. Пульс ещё есть, зрачки ещё реагируют на свет, но в целом уже понятно, что не жилец. Не знаю, что там с тестовой частью, но с письменной - какой-то тоскливый мрак. В этом году семь заданий в письменной части экзамена. По красней мере два из них десять лет назад обязан был уметь решать любой выпускник. Ещё половину от одного любой здравомыслящий человек. Я проверил за эти два дня 210 работ. Примерно 60% из них - бессмысленный бред с нулём баллов. Мы разучились учить? Дети разучились учиться? Что вообще происходит?

Кажется, я знаю ответ. Происходит деятельность без целеполагания. Вернее, деятельность, в которой официально декларируемые цели малозначимы, а реальные цели разные у разных субъектов процесса. Цель учителя - выполнение заученных годами телодвижений у доски, потому что так надо, всю жизнь так делали. Цель учеников и родителей - скинуть тяжкий оброк под названием "математика" с плеч. Им кто-то сказал, что школа должна готовить к реальной жизни, но опыт многих поколений их семьи подсказывает, что знание понятия производной ни разу в жизни не пригодилось. Поэтому математика - это просто такая форма налога, который семья должна оплатить государству за обучение в школе, а к бессмысленным и беспощадным налогам у нас привыкли. Мало ли неприятностей в жизни? Ну, вот ещё и математика... Сдали и забыли.

Авторы ЕГЭ, похоже, тоже несколько запутались с тем, ради чего они это затеяли (ну, в смысле, я надеюсь, что у них изначально были какие-то цели, отличные от "подзаработаем-ка..."). В этом году буква Е в слове ЕГЭ была особенно весёлой, поскольку экзаменов по математике было два - базовый и профильный. Базовый позволял окончить школу, но не давал права поступления в ВУЗ, где нужна математика, а профильный позволял окончить школу и поступить в такой ВУЗ при достаточном количестве баллов. Выпускник мог выбрать любой из вариантов, или оба сразу. Базовый экзамен это только тест. В нём были дивные задания, некоторые их которых (последние, самые сложные) существенно обогатят мою копилку для 5 класса. Впочем, нашлись альтернативно одарённые выпускники, которые и это написали на два.

А вот с профилем вышла подстава. В письменную часть экзамена добавили седьмую задачу, не изменив при этом ни время экзамена, ни итоговую разбалловку. Собственно, и раньше написать математику на сто баллов было практически нереально (не берём в расчёт горные области нашей Родины, где свежий воздух и хорошая экология творят настоящие чудеса). В нашей болотистой местности это требовало не только отменных знаний, но и колоссальной сосредоточенности, организованности и хладнокровия. Задания, которые раньше назывались С5 и С6 реально трудные, да и геометрическая задача нередко была не из простых. В этом году добавили "экономическую" задачу. Слово "экономическая" не случайно взято в кавычки, потому что к реальным экономическим процессам эта задача не имеет ни малейшего отношения. В ней тоскливейшие вычисления в области пятизначных чисел, либо пяти знаков после запятой, и дебильный смысл. На те же 210 проверенных мной работ нашлось, возможно, работ 20 в которых эта задача была решена. Эта задача в моих глазах является наглядной иллюстрацией того, что экзамен по математике - это действительно такой налог на получение аттестата, другой цели я не вижу.

Задача по планиметрии уже года два состоит из двух заданий - на доказательство и на вычисление. Опять возвращаюсь к магическому числу 210 (работ). Задачу на вычисление не решил НИ ОДИН человек. Более того, не исключено, что, окажись я среди сдававших, возможно, и я бы её не решил за отведённое время. При вчитывании в авторское решение начинало укачивать и тошнило. При этом авторское решение доказательной части было не менее уродским, но дети (умнички!) привели в своих работах несколько гораздо более изящных решений, вплоть до решения в одну строчку. Мне кажется, это не с самой лучшей стороны характеризует авторов.

Так вот, я начал рассказ про профиль с того, что это подстава. Почему, собственно, я так думаю? Результат ЕГЭ действителен 4 года. Значит, на будущий год, наряду с выпускниками 2016 года, будут иметь право подавать документы в ВУЗ выпускники 2015 года, в котором было 21 задание, из которых 7 относительно сложных письменных, выпускники 2014 года, где сложных письменных было 6, выпускники 2013 года, в который материалы ЕГЭ были слиты в сеть за некоторое время до экзамена. А у выпускников 2016 года тестовой части не будет вовсе, судя по тому, что нам обещают. То есть, у них будет 4 часа на 7 заданий. Такой вот Единый экзамен. Выпускники этого года оказываются в заведомо проигрышном положении.

Самое печальное, что дураков это не касается. Дураки написали себе тестовую часть, испачкали листочек для письменной части своим бредом, и ушли счастливые. Страдают те, кто действительно пахал на математике все 11 лет учёбы, кто пытается выжать на экзамене максимум. Полагаю, что в настоящем виде 75% учителей математики нашей страны неспособны написать этот экзамен хотя бы на 90 баллов. И уж точно могу сказать, что ни один знакомый мне умный учитель математики не скажет, что он с гарантией напишет такой экзамен на 100 баллов. А, поверьте, я знаю довольно много умных учителей математики, гораздо более умных, чем, например, я. Во имя чего так унижать умных детей, требуя от них на экзамене то, чему их заведомо не учили, не понимаю. Знаю, что "а вот, должны были учить, а вот надо дифференцированный подход, надо профильное обучение..." Надо, должны. Но реальность такова, что этого нет, это не работает. Более того, это побуждает умных детей уходить из своих обычных школ в физматы, хотя в реальности им туда совсем не надо. Обычные школы остаются с балбесами, неспособными решить простейшее тригонометрическое уравнение, а в физматы идут дети средних способностей, что не полезно ни физматам, ни детям.

Однако, всё, что происходит с экзаменом за 11 класс выглядит безукоризненной системой по сравнению с тем, что творится в 9 классе. Простота и убогость экзамена за 9 класс компенсируются бессмысленной жёсткостью требований к оформлению письменной части. Там проверяется уже не математика, а дрессировка на последовательность определённых действий и воспроизведение определённых записей. Неважно, что по заданию видно, что человек прекрасно понимает, что он делает. Если он не написал набора "волшебных" фраз, он получит 0 баллов. Мне кажется, что это уже не математика, а какой-то онанизм. Мне всегда казалось, что математика это то общее, что будет в записях россиянина, англичанина, индуса, китайца. У меня есть подозрение, что трое последних не смогут сдать наш экзамен за 9 класс на максимум, будь они хоть доктора наук. А это, всё-таки, говорит плохо не о них, а об экзамене.

В общем, мой пессимизм относительно российского массового математического образования усиливается, хотя я по-прежнему являюсь сторонником единого экзамена. Собственно, пессимизм усиливается относительно школьного образования вообще, а не только математического. Всё, что пытаются запихать в школу в последнее время (а её, почему-то пытаются сделать ответственной за решение вообще всех проблем нашего общества от коррупции и гомосексуализма до абортов и выборов) не меняет школу в лучшую сторону. Рано или поздно эти соломинки (а некоторые из них вовсе даже полновесные брёвна) сломают спину школьного верблюда. Не устаю кричать о том, что самая главная беда школы - отсутствие единой и понятной для всех участников конечной цели. Такой, для которой официальная декларация совпадёт с внутренним вектором всех участников процесса. Без этого - хана школе, а значит и будущему страны.


А, ну и о хорошем. Нафига я хожу на эту проверку, если за неё по-прежнему не платят ни копейки? А хожу я туда потому, что это радость общения (если меня вдруг читают орагнизаторы ЕГЭ, то, конечно, строго вне аудиторий для проверки, строго вне времени проверки, да-да) с коллегами из других школ, которые умны и прекрасны. И даже жаль, что проверка ЕГЭ всего раз в год. Привет, ФТШ, 239 и прочим умным людям!
Tags: Е и Гэ, да они охренели, математика, педагогика, плотно окружающий мир, размышлизмы, страна, школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments