valevst (valevst) wrote,
valevst
valevst

Алексей Иванов. Географ глобус пропил

Закончил читать роман Алексея Иванова "Географ глобус пропил". Замечу, отвлекаясь, что теперь любая книжица на четыре сотни страниц называется романом. Похоже, жанр повести окончательно вымер, как наполеоновское войско на старосмоленской дороге.




Однако вернёмся к содержательной стороне. Ну, кто не читал, рекомендую. Хороший роман. Как ни странно, современый роман о подростках и пьяницах написан, по-моему, вообще без мата, что по нынешим временам достижение. Кроме того, сюжет романа мне оказался достаточно близок. Главный герой - человек примерно на 10 лет старше меня, а действие происходит примерно 10 лет назад. Эрго - мой ровесник, волею, а скорее безволием судьбы заброшенный в школу учителем географии. Походник, скорее, впрочем чайник ("суперчайник" :))), в конце романа ведущий в водный поход группу школьников, не понимающих во что они ввязались. Человек, не желающий навязывать свою позицию вообще никому, тем более двоечникам, которые оказались перед ним. Цитата: "Дура. Не трахались монахи, а не все святые были монахами. Я имею в виду такого святого. Так сказать современного, в миру.. Я для себя так определяю святость: это когда ты никому не являешься залогом счастья и когда тебе никто не является залогом счастья, но чтобы ты любил людей и люди тебя любили тоже. Совершенная любовь, понимаешь? Совершенная любовь изгоняет страх". Однако, главный герой отнюдь не свят и абсолютно антипедагогичен, что, впрочем, всегда происходит с теми, кто в учениках видит просто человеков, а не объект педагогической деятельности. Кто-то из критиков увидел в этом повесть о любви учителя и старшеклассницы. "Не ищите, не найдёте". Просто одна из линий романа о любви. Двух человеков. Да, имеющих указанные социальные роли. Которые могли бы быть и другими, просто по сюжету герои оказались по разные стороны именно учительского стола. Скорее случайность, чем закономерность. И разбивается эта любовь отнюдь не из-за социальных ролей.

Последнее время, читая книги, я задаюсь вопросом, а кто из героев - я? Ну, здесь всё понятно. Возраст, борода, узнаваемые картины семейного и школьного быта. Несколько преувеличено, но в целом я - главный герой. Ну, разве что я не имею такой привычки к алкоголю, впрочем знаю людей, которые дополнят меня до этого образа. Собирательный образ учителя. Впрочем, нет. Отказываюсь и открещиваюсь. Пытаюсь доказать себе, что моё учительство не настолько случайно, как показано в романе. Хотя, не исключено, что со стороны виднее.

Это роман, всё-таки, не о школе. Он об очень актуальном для меня сейчас вопросе - подходящем тридцатилетии. Неожиданно, поглядев, сидя за рулём, в зеркало заднего вида, понимаешь, что этот изрядно весящий бородатый мужик - ты, что у тебя есть жена и дочь, что симпатичные старшеклассницы, в которых ты видишь почти ровесниц, в ответ видят в тебе начинающего стареть упыря, думающего только о том, как поставить лишнюю двойку. Всё. Ты больше не свой в этом кругу, не ёрничай, не пытайся вернуться в молодость. Твои Хибины, сверкающий снег, морозный восторг, щенячья радость от вставшего солнца, твои реки, грохочущие в порогах, подхватывающие по весне твоё весло, твой лес - всё это уже скорее их, чем твоё. А они и не знают, что со всем этим делать, им это почти не нужно. Точно так же, как было с тобой, когда тебе отдавали всё это твои Учителя. Отдай, не вцепляйся, разожми пальцы. Ты иногда сможешь взять это у них на время, попользоваться... Но тебе это уже не принадлежит. А ты вдруг находишь на антресолях мешок со своими игрушками и понимаешь, что помнишь досконально и радость игры, и обиду из-за сломанной машинки... А кому рассказать? Кому повиниться в своём инфантилизме? И стоит ли желать возвращения назад? Нашёл в романе ещё одну мысль, настолько попавшую в унисон с моей на эту тему, что она и выражена почти теми же словами:
- А тебе, Витя, не хотелось бы начать всё сначала? - негромко вдруг спросила Лена. Служкин помолчал.
- Этот вопрос нельзя задавать, - сказал он. - И думать об этом тоже нельзя. Желать начать всё сначала - это желать исчезновения нашим детям.


Я успел сформулировать это для себя за три месяца до прочтения романа. Сам дотумкал. Молодец. Буквально, Спиноза.

Действие романа - учебный год, с сентября по май. Настроение романа, как ни странно, весна. Всю дорогу. Совершенный обман, конечно, нет никакой весны и не будет, вернее, будет, но не его, не главного героя. Но он всё пытается к этой весне примазаться, как будто просит взять его в этот уходящий поезд. И вроде взяли, вроде вписался. Нет. На последней странице поезд уходит без него. Увозя, кстати, с собой его главногеройство, которым он пытался купить себе место в этом поезде.

Я не куплю эту книгу (мне её дали почитать) и вряд ли буду к ней возвращаться. Но.. Мне книга понравилась, и я рекомендую почитать её многим. Кто ещё не прочёл, конечно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments